Бензиновая горелка (БГ) или в простонародье «паяльная лампа» распространённое устройство, для получения высокотемпературного теплоносителя в процессе горения бензина. Кроме этой модификации, широко применяются лампы на природном газе. Этот вид ламп отличается от остальных своей конструкцией. Трудно представить себе домохозяйство, особенно в сельской местности, которые не имеют такого нужного инструмента. Модели БГ, предлагаемые российскими товаропроизводителями, имеют различные мощностные и конструкционные показатели. Для того чтобы сделать грамотный выбор горелки, необходимо не только изучить ее паспортные данные, но и знать, на что потребуется обратить внимание в первую очередь.
Содержание
Особенности конструкции и принцип работы
В конструкцию бензиновой горелки для пайки включены два главных элемента — топливный резервуар и горелочное устройство, именуемое эжектором. Оно служит для создания необходимой скорости движения газовоздушной среды благодаря возникновению тяги при сгорании смеси.
Для работы БГ в резервуар заливают допустимый уровень топлива, и закрывают крышкой со специальным уплотнителем, защищающего емкость от утечки бензина во время хранения или работы. Резервуар БГ оборудован насосом для подкачки воздуха и создания избыточного давления, обеспечивающего быструю и качественную транспортировку смеси к соплу горелочного устройства.
Топливо, заливаемое в ёмкость БГ, должно иметь качество согласно требованиям завода-изготовителя. Низкокачественный бензин будет создавать дымность факела, и засорять форсунку. Кроме того не сертифицированное топливо повышает уровень взрывоопасности горелки.
При покупке БГ контролируют следующие характеристики:
- Объем топливной емкости.
- Предельный уровень заполнения бензином.
- Максимальное рабочее давление.
- Часовой расход бензина.
- Диаметр выходного сопла.
- Вес пустого прибора.
- Гарантийные заводские обязательства.
- Срок эксплуатации горелки.
Эти показатели имеют прямое отношение к популярности моделей у пользователей. Наиболее покупаемыми являются с объёмом 2л, с максимальным заполнением 1.8 л, с предельным давлением — 0,3 МПа и расходом топлива до 1.2 л/час. Производители дают устройству годовой период гарантийного обслуживания и обещают 5 лет безаварийной эксплуатации.
Сфера применения и разновидности бензиновых горелок
Основная задача бензиновой горелки подготовить смесь из воздуха и паров бензина и подать ее на выходное сопло. Конкретные горелки конструкционно отличаются между собой по параметрам, зависящим от назначения: для турпоходов, для плавки металла или работ с кровельными материалами.
Горелка туристическая бензиновая может быть насосной/безнасосной, шланговой/бесшланговой. В насосные агрегаты топливная среда подается насосом, они менее безопасны и более функциональны, имеют меньше эксплуатационных сбоев, при этом стоят и весят больше. В безнасосных движение рабочей среды осуществляется по принципу естественной циркуляцией в процессе нагревания среды, эти конструкции легче по весу и намного дешевле первого варианта.
Шланговые устройства имеют два раздельных конструкционных элемента: бак и горелку, соединяемые между собой при помощи шлангов. Это безопасные устройства, благодаря хорошей визуальности схемы в них легко установить утечки или поломки. В бесшланговых конструкциях горелка встраивается в сосуд. Позитив в том, что такие устройства хорошо работают даже при отрицательных температурах внешнего воздуха.
Бензиновая горелка для пайки должна создавать высокотемпературный режим – 1300-1500 С.
Бензиновая горелка для современных кровельных материалов, пришла на смену битумным мастикам. Ее задача нагреть и «приклеить» еврорубероид к крыше. Затем с ее помощью проводят сушку, пайку и обжиг. Справедливости ради, надо отметить, что фаворитом этого процесса являются дизельные горелки, которые менее пожароопасные, но у БГ есть важное преимущество – возможность работы при низких температурах наружного воздуха.
Плюсы и минусы
Ни одна группа альпинистов, рыбаков-любителей или путешественников не отправляются в походы без туристической бензиновой горелки, особенно в зимнее время года. Такое устройство способно эффективно работать даже при арктических температурах.
Среди других достоинств БГ необходимо отметить:
- Возможность функционирования на экстремальных высотах.
- Возможность использования альтернативного топлива: керосин или спирт.
- Низкие стоимостные показатели дозаправки по сравнению с газовыми горелками.
- Незначительный вес конструкции и простота.
- Портативность.
- Удобство при выполнении монтажных операций.
- Качественный результат работ.
Тем не менее, газовая бензиновая горелка обладает очевидными минусами:
- Необходимость использование топлива высокой очистки, во избежание засорения малого отверстия дросселя.
- Требовательность к режимам эксплуатации.
- Повышенная пожароопасность в момент заливки топлива.
- Неравномерность топливного факела.
- Неприятный запах и копоть во время работы.
Критерии выбора
Буквально, каких-то 20 лет назад, БГ была незаменимой для слесарей. В последнее время на рынке появились альтернативные горелки, вытесняющие бензиновую горелку. Тем не менее, она все еще необходима при выполнении разных видов задач:
- Сварка металлов с низкотемпературным режимом плавления 1000-10000С;
- снятие старой краски с покрытия;
- изменение направления (сгибания) труб разных сортаментов;
- размораживание в инженерных трубопроводных системах;
- разогрев дизельного агрегата и битума;
- обработки шкур домашних животных;
- отжиг закипевших резьбовых деталей.
Бак заполняется не более чем на 2/3 емкости для создания рабочего давления среды, перемещения ее в испаритель и создания тонкости распыла. Для этого выполняют до 10 полных накачиваний насосного поршня. Движения выполнятся осторожно, чтобы не испортить уплотнители из резины.
Объём бака, определяет продолжительность работы без дозаправки. Чрезмерный объем увеличивает вес устройства, поэтому оптимальным вариантом являются БГ до 2л, с продолжительностью работы до 75 мин.
Регулятора факела создает требуемую температуру факела, по режимным картам технологии обработки материалов.
Нюансы эксплуатации и ухода за оборудованием
Принцип работы бензиновой горелки:
- Заполняют емкость до разрешенной отметки, обычно 2/3 объема.
- Создают давление воздушной смеси с помощью топливного насоса.
- Под давлением среды начинается процесс движения смеси в горелку, где она поджигается и формируется в факел.
- Для воспламенения смеси и бездымной работы, смесь нагревают до допустимого значения. Для этого ставят специальную чашку, которая идет в комплекте с прибором под горелку, обычно, одной чашки достаточно, чтобы получить нужный температурный режим.
- При этом топливо превращается в испарителе в газ и направляется в область горения по жиклеру. Во время процесса горения всасывается О2, необходимый для полноты сгорания.
- Далее открывают регулировочный игольчатый клапан.
- После выхода струи газообразного смеси её поджигают. Для ускорения разогрева БГ ее можно установить на 2 см от металлического листа, где контролируют процесс нагрева и состояние факела.
- Нестабильность пламени или затухание требует проведение очистки форсунки с применением специальной иглы.
- После завершения погашают факел закрытием вентиля и опусканием регулирующей иголки.
- После охлаждения выпускают воздух из сосуда.
Бензиновый агрегат относится к устройствам повышенной опасности, поэтому во время любых работ требуется строгое выполнение правил техники безопасности, пожарной безопасности и инструкций завода-изготовителя. Нарушение их может привести к взрыву и вызывать опасность для жизни окружающих.
Основные требования безопасности:
- Применять горелку допускается на уличных площадках.
- В аварийных ситуациях допускается непродолжительная работа БГ при организации надежной вентиляции помещения.
- Запрещается пользованием агрегатом при утечках газотопливной смеси.
- Не разрешается применять бензин, с параметрами не соответствующих обозначенным заводом-изготовителем.
- Запрещено использовать агрегат продолжительное время, из-за возможности самонагрева конструкции до 50 С.
- Не разрешается работать при неисправном защитном клапане.
- Запрещается выполнять дозаправку баллона при горении БГ.
Изготовление бензиновой горелки самостоятельно
Если приобрести бензиновую туристическую горелку в Москве по разным причинам не получается устройство можно сделать самостоятельно. Простота конструкции БГ создает неоспоримые преимущества для пользователей. Малый вес и компактность делают его доступным для использования в быту.
Создание бензиновой горелки своими руками обеспечивает высокотемпературный режим и хороший результат сварки.
В самом простом виде устройство выполняют из бензинового топливного сосуда, воздушного насоса, соединительных шлангов и горелочного агрегата.
Подобным прибором расплавляют твердый припой, выполняют разнообразную термическую обработку.
Инструменты и материалы
Многие детали для БГ изготавливать не требуются, поскольку можно приспособить из ненужных вещей, например, грушу, позаимствовать у пульверизатора.
Корпус вытачивают из стали любой марки. Он имеет составную конструкцию, одна часть открытая, а другая – закрыта заглушкой с отверстием на 0.1 мм более размера трубы, поэтому основание перемещается с сохранением плотности соединения. Внутри корпуса устанавливают стальную сетку и шлаковату. Далее изготавливают металлическую втулку со стальным крючком и упором.
Рукоятку БГ вытачивают из деревянной заготовки. Отверстия высверливают осторожно, их оси проходят параллельно. Рукоятку зачищают наждачкой и покрывают несколько раз лаком. Далее устанавливают конец трубки, образуя форсунку. Припоем ПМЦ-54 запаивают ее конец и просверливают 0,15 мм по оси.
Припой для бензиновой горелки своими руками изготавливают самостоятельно из медных и цинковых стружек. Для получения цинка берут корпус ненужной батарейки, освобождают его, прокаливают е, промывают водопроводной водой, а затем обрабатывают раствором HCl. Далее стакан дробят на цинковые кусочки. Для медной стружки берут проволоку, отжигают на огне и измельчают. Засыпают в тигель опилки двух металлов в равных пропорциях и засыпают бурой, сплавляя состав на огне. Охлаждают кусок сплава, напиливают металлическую стружку и смешивают ее с бурой.
Этапы изготовления
Простую самодельную горелку для турпоходов можно выполнить из плоской металлической консервной баночки и пемзы. Устройство такого прибора до невозможности просто и не потребует каких-то усилий. Для работоспособности прибора потребуется плотно уложить в корпусе пемзу и добавить осторожно небольшой объем топлива, чтобы содержимое впиталось в наполнитель и не выливалось из сосуда. Благодаря пористой структуре наполнителя, факел будет гореть 10 – 15 минут. Подобная конструкция используют для разогрева пищи, для чего потребуется еще дополнительно изготовить подставку, из арматуры для устойчивости посуды.
Несмотря на всю видимую простоту, конструкция горелки представляет пожарную угрозу. Поэтому специалисты не советуют пользоваться самодельными устройствами, особенно если отсутствует необходимый слесарный опыт у пользователя.