Почему баня прослыла «нечистой» на Руси?

Баня для русского человека – понятие двойственное. С одной стороны, париться народ очень любит, раньше этому посвящали каждые выходные. А с другой – баню окружали ореолом опасливой неприязни, разного рода негласными запретами. Люди с уважением и опаской относились к бане, задабривая  живущего там «банника», предпочитая без надобности туда не заходить по одному и в сумерках. Неплохо бы нам разобраться, отчего у места, где душа и тело становятся чище, такая недобрая слава.

Легенды о «баннике» и древнем родильном доме

Обратимся к логике и голым фактам. Баня раньше была местом, где члены семьи появлялись на свет. Этаким фамильным «родильным домом».

Пару сотен лет назад роды считались делом нечистым, женщина после разрешения от бремени должна была 40 дней молиться дома, не имея права посещать церковь. Если – о ужас – роды произошли в самом храме, то его закрывали на несколько дней, отмывали, читали очистительные молитвы и заново освящали.

Конечно же, отпечаток негативного отношения к процессу появления человека на свет наложился на само место, где он обычно происходил.

Считали, что после первых родов у бани появляется свой дух – «банник». Этот шкодливый представитель потусторонних сил норовил ошпарить моющихся, спрятать банные принадлежности, перепутать вещи в предбаннике. Мог он и серьезно навредить – подменить новорожденного или живьем содрать кожу. Ходить без одобрения «банника» в парную никто не решался. Для этого с ним разговаривали, оставляли дары, благодарили после каждой помывки.

Согласно поверью, жить в бане мистический дух мог потому, что там не было икон. Входя в парилку, люди также не были защищены, так как нательные кресты вместе с одеждой оставались в предбаннике. Ощущение уязвимости и присутствия сверхъестественных сил превращало баню из обычного строения для помывки в идеальное место для гаданий и колдовства. Ведра, корыта, веники из бани запрещалось вносить в дом, как «нечистые».  Но сам народ шел в баню, как на праздник.

Тайна церковного запрета на мытье

Напариться до шума в ушах, намыться до скрипа кожи – обязательный еженедельный процесс деревенского жителя. Омрачал это систематическое удовольствие только церковный запрет на помывку в дни христианских праздников. Он не был связан с народными суевериями о «порочности» бани, а только заботился о том, чтобы люди в дни, когда все помыслы должны быть направлены к Богу, не отвлекались на мирские дела. В число мирских дел включалось рукоделие, любая работа по дому или на огороде, а также мытье.

Современному человеку кажется, что омовение тела должно сочетаться с очищением души, и запрет этот абсурден. Но попробуйте, как наши предки, натаскать сотню ведер воды, наколоть дрова, вымыть баню, а затем пойти туда самим. На эти действия может уйти целый день,  да работа эта не из легких – где уж тут найти время и силы для покаянных мыслей.

Сегодня даже в деревенской бане мы можем повернуть кран и помыться за 5 минут. Поэтому  в наши дни запрет этот лишен смысла. Однако двойственное отношение к бане продолжает жить в народе, превращая дни помывки в абсурдный синтез процесса облагораживания души и тела и прикосновения к «нечистой силе».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here