Мультитопливная горелка: критерии выбора

Мультитопливная горелка (МТГ) – портативное топливное оборудование способное работать на любом виде топлива, хотя чаще всего пользователи используют очищенный бензин, справедливо считая, что его переработка практически не оставляет отходов, горелочное устройство не засоряется, а самое главное, такое топливо намного дешевле газа. Прародителем мультитопливных горелок считается модель Primus MultiFuel, которая была изготовлена на базе устройств работающих на жидком топливе. В ее конструкцию были добавлены, газовая форсунка и топливный баллон с резьбовым переходником.

Общая характеристика и принцип работы мультопливных горелок

МТГ произошли от жидкотопливных горелок, которые эксплуатируются с 1892 года, с тех времен принцип их работы практически не изменился.

Главные принцип работы — топливо поступает в горелочное устройство, если оно жидкое, то сначала оно прогревается в «змеевике», где переходит в газообразную фазу, что позволяет форсунке выполнить более тонкий распыл и существенно уменьшить расход топлива на работу устройства.

В отличие от первых моделей, современных МТГ имеют не встроенную в конструкцию топливную ёмкость для топлива, а выносную соединяющую с основной конструкцией шлангом. Такое решение не только существенно уменьшает вес, но и повышает эффективность работы за счёт устройства ветрозащитных экранов.

МТГ подключаются к газовым баллонам с использованием нескольких конструкционных вариантов:

  1. Резьбовое соединение – МТГ непосредственно накручивается на резьбу или через шланг с резьбой.
  2. Цанговое соединение — специальное соединение нажимного вида. Баллон с таким подключением имеет тонкую оболочку.
  3. Одноразовое соединение, является неразъемным, до полного расхода газа, очень прочное соединение, в котором отсутствуют, даже мизерные утечки газа.

Существующие горелочные устройства оснащаются дополнительными возможностями:

  1. Регулятор мощности – настраивает тепловой режим МТГ, устанавливается на резьбовом штуцере, прикрученном к баллону. Поскольку он расположен довольно далеко от горелки, то не всегда, получается, контролировать мощность, поэтому современные конструкции комплектуются двумя регуляторами – на горелке и на штуцере.
  2. Пьезоподжиг – упрощает процесс включения МТГ в работу, конструкционно он расположен таким образом, что под ним размещена пусковая кнопка.
  3. Предварительный подогрев осуществляется через топливную трубу, часть которой расположена недалеко от головки, поэтому при работе ее обволакивает пламя.

Мультитопливные горелки классифицируются по мощности:

  1. Маломощные – ≥1.5 кВт;
  2. Средней мощности – от 1.5 до 2.5 кВт;
  3. Мощные – ≤ 2.5 кВт.

Плюсы и минусы

МТГ в условиях путешествий и экспедиций являются безальтернативным источником для обогрева и приготовления пищи, даже несмотря на то, что выглядят они более сложными.

Положительные стороны горелок, работающих на газообразном топливе:

  • Простота и примитивность конструкции, не требующей дополнительного опыта, что особенно важно для начинающих туристов;
  • не требуются подготовительные операции перед началом работ;
  • высокие мощностные показатели работающего устройства;
  • возможность регулировки размера пламени горелки;
  • отсутствие нагара во время работы горелочного устройства;
  • низкие удельные затраты на приготовление пищи;
  • возможность работы при низких температурах наружного воздуха;
  • «всеядность», чем больше в комплекте форсунок, тем легче найти рабочее топливо для работы.
Мультитопливная горелка
Как выглядит мультитопливная горелка

Недостатки устройств МТГ на газе:

  • В походных условиях сложно пополнять запасы газа, невозможность транспортировки на общественном транспорте;
  • плохая работа сжиженного газа при отрицательных температурах наружного воздуха;
  • необходимость покупки топочного резервуара;
  • необходимость постоянной чистки системы подачи топлива.

Сфера применения

МТГ горелки давно уже пользуются популярностью, среди жителей индивидуальных домов, дачников и туристов, особенно после того, как администрации многих регионов страны из-за лесных пожаров запретили разведение костров. Сочетание достоинств и недостатков МТГ определяет круг пользователей, которые приобретают ее как для длительных походов, в том числе зимой, так и просто для отдыха с семьей на природе.

МТГ, как и любая горелка предназначена, чтобы приготовить пищу, при этом она значительно экономит время, не менее чем в 3 раза по сравнению с костром. «Всеядность по топливу» позволяет найти топливо для горелки в любой местности.

Мультитопливное устройство может функционировать, как на жидком топливе, так и на газе в зависимости от погоды и места применения. При теплой и сухой погоде отправляясь в поход, рекомендуется использовать газовую горелку. Альпинистам и сторонникам зимнего отдыха лучше выбрать жидкое топливо. Данное предпочтение вызвано тем, что при низкой Т наружного воздуха газ слабо испаряется, и на высоте из-за недостатка кислорода он плохо горит и коптит из-за неполноты сгорания

Критерии выбора

Судя по практике, основным критерием при выборе МТГ становится личный опыт знакомых и, к сожалению, такой опыт не всегда приводит к правильному решению. Поскольку мультитопливные горелки приобретают для серьезных задач, которые нужно выполнить вдали от цивилизации, поэтому основополагающим критерием становится надежность, зависящей  на 80-90%   от качества применяемого топлива и профессионального обслуживания.

Цены на МТГ зависят от именитости бренда и комплектации, в любом случае они намного выше, чем у традиционного устройства, хотя широкий диапазон возможностей нивелирует этот недостаток. Практически все крупные производители газового оборудования выпускают мультитопливные горелки. Для того чтобы правильно сделать выбор нужно знать главные критерии, тем более, что внешне горелки похожие между собой.

Параметры выбора МТГ:

  1. Уточнить виды топлива.
  2. Проверить комплектацию форсунок, их размеры и вид используемого топлива.
  3. Уточнить механизм переключения между распылителями.
  4. Установить рабочие показатели по мощности и расходу для разных топлив, выбрать более экономичный вариант.
  5. Возможность полной разборки устройства и обслуживания в походных условиях.
  6. Наличие дополнительных рабочих элементов — ремкомплекта, ветрозащиты, пьезоподжига, топливной емкости.
  7. Мощность горелки, опытные туристы не советуют брать меньше 2 кВт.
  8. Не маловажно обратить внимание на весовые параметры и габариты, ведь, как известно, рюкзак никогда не бывает легким.
Мультитопливная горелка
При выборе мультитопливной горелки необходимо уточнить виды топлива

Правила эксплуатации и ухода за оборудованием

Мультитопливная горелка очень точное устройство и требует технического обслуживания, что позволит ей функционировать правильно и долго.

Основные эксплуатационные требования:

  1. Применять очищенное топливо, указанное заводом-изготовителем в техническом паспорте.
  2. Горелку нужно включать на открытом пространстве, в помещении это небезопасно из-за вредных легко воспламеняемых летучих паров.
  3. Горелку подвергают чистке по срокам указанным заводам-изготовителем даже в тех случаях, когда нет внешних загрязнений. Разборку и сборку проводят осторожно, без повреждения резьбового соединения и подающего шланга.
  4. Смазывают детали МТГ заводской смазкой, перед началом каждого туристического сезона.
  5. Для очистки откручивают кран или гибкий шланг, вынимают штоковый стержень и промывают от сажевых налетов, продолжительность операции не более минуты.
  6. Во многих конструкциях используются фильтры, которые в процессе эксплуатации накапливают примеси, чем снижают качество горения, поэтому многие специалисты советуют их вынимать, иначе, если они забьются, придется менять форсунку полностью. Для тех устройств, в которых сняты фильтры, отверстие форсунки придется чистить чаще.

Любое техническое устройство МТГ требует обслуживания, что увеличивает  не только срок службы, но и безопасность. Самой распространенной проблемой у данного вида горелок, по мнению пользователей, является засорение топливопровода в точке нагрева. У разных брендов эти задачи решены по-разному, так шведский аппарат имеет систему очистки со штоком клапана запорного вентиля, а у Kovea система расположена в конце топливной трубки, которая служит одновременно для подогрева топлива, тут же размещен, вынимающийся тросик.

Популярные бренды и цены

Модель OmniFuel одна из самых популярных в мире из серии туристических МТГ, проверенная временем и получившая лучшие отзывы, побывав во многочисленных экспедициях. Горелка очень прочная, надежная и производительная. Ее конструкция предназначена для работы в горных условиях, как при низких, так и при высоких температурах. Современная модель OmniFuel II получила более компактный формат. Новое устройство имеет решетки и надежный механизм фиксирования в разложенном виде и довольно компактно складывается. Форсунки четко маркированы по видам топлива и прикреплены к конструкции устройства, чтобы не теряться. Агрегат используется, практически, с любым видом топлива, включая, газовое и жидкое. Комплект поставки: многофункциональный комплект с иглой для  очистки сопла, ветровым стеклом и отражателем тепловой энергии.

Optimus Polaris Optifuel является новым эталоном максимальной гибкости и простоты эксплуатации при приготовлении пищи на открытом воздухе. Благодаря своей однострунной технологии он обеспечивает отличные кулинарные характеристики с использованием сжиженного нефтяного газа, белого газа и других традиционных топлив без необходимости что-либо менять на плите. Запатентованная горелка с быстрой заливкой, самоочищающийся алюминиевый насос и система очистки с магнитной иглой для очистки, гарантируют надежную и простоту работу. При использовании сжиженного нефтяного газа можно переключаться между режимом эффективности и 4-сезонным режимом для применения при низких температурах окружающей среды.

Мультитопливная горелка Kovea – одинаково хорошо работает, как на газе так и на бензине, за счет продуманного регулятора воздухоподачи. К устройству присоединяют шланг, и после работы снимается без применения специальных инструментов. Диаметр конфорки 16 см, она оборудована рассекателем пламени, которая способствует равномерному разогреву. Уникальная система очистки мультитопливной горелки Kovea — ее достаточно просто встряхнуть.

Мультитопливная горелка
Мультитопливная горелка Kovea

Еще одна популярная модель МТГ Booster– усовершенствованный аналог бензинового варианта. Функционирует, как на бензиновом топливе, так и от газового баллона. МТГ обладает рядом новшеств, выделяющих ее среди конкурентов:

  1. Система переключателя топлива пропорционально регулирует подачу объема воздуха, что обеспечивает работу с одинаковой мощностью, как на газовом топливе, так и на бензине.
  2. Автоматическая система очистки сопла форсунки, похожа, как у мультитопливной горелки Kovea — перед включением потребуется всего лишь потрясти в вертикальном положении устройство некоторое время. Кроме того имеется традиционная ручная очистка иглой, поставляемая торговой сетью в комплекте.
  3. Бесшумная работа, обеспеченная обновленной системой гашения шума, качественно работающей для любого вида топлива.
  4. Эффективная система предварительного подогрева топливной смеси.
  5. Система прочистки топливного канала для прогрева т, выполненная с использованием тросика.
  6. Унифицированный насос.
  7. Насадка-обогреватель Cap Heater KH-0811, выделяющая большое количество тепла, достаточное для местного нагрева помещения и разрешенного для обогрева турпалатки.

Обзор мультитопливных горелок

Наименование  Горелка  Горелка мультитопливная Горелка
Функции Новая модель   Шведской фирмы  PRIMUS ,   с комплектом    фляга  на 0,6 л. Новая модель   Шведской фирмы  Optimus по выпуску реактивных  двигателей, однофорсуночное устройство      для всех видов топлива. Усовершенствованная корейская туристическая  модель  с широким выбором   топлива   и невероятной надёжностью.
Производитель Primus Optimus Kovea
Модель OmniFuel Polaris Optifuel +0.4L Fuel Bottle Booster Dual Max KB
Артикул 328985 8019408 KB-N0810
Страна Швеция Швеция Корея
Теплопроизводительност, КВт 3 газ – 3300 Вт, очищенный бензин – 4200 Вт 2.6
Максимальный расход газа гр/ч Максимальный расход по газу: 250 г/ч

Максимальный расход бензина: 275 гр/ч

Расход: 131 гр/ч на газу, 240 мл/ч на жидком топливе 180 (бензина – 250)
Материал Опоры сделаны из титана, что делает ее легкой и очень стабильной. нержавеющая сталь, цветные металлы
Габариты мм 150 x 87 x 85 мм 140 х 81 х 65 48 x 12.5 x 24
Масса г. 464 + 131 475 , с насосом 420
Цена в Москве, руб.  16800 21890 18700

За более 30 лет эксплуатации горелки МТГ показали себя самыми надежными в мире горелками для походных условий. Новые современные устройства выпускаются на рынок с сохранением лучших традиций предшественников. Таким образом, мультитопливная горелка стала универсальным вариантом,  работающей с любым видом, что особенно ценится пользователями, проживающим на труднодоступных территориях или туристам, часто отправляющимся в сложные и далекие походы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here