Главной особенностью мачтовых подъемников является то, что в них мачты являются направляющими, чем и обеспечивают перемещение грузовой каретки. Фиксация мачтового подъемника на фасаде выполняется при помощи настенных опор – надежных креплений, делающих всю конструкцию очень устойчивой по отношению к ветряным нагрузкам ветра и минимизирующих смещение грузонесущего органа и центра груза. Такие подъемники до 200 кг в основном используются для поднятия товаров на высокие полки супермаркетов и строительных магазинов, а также в процессе самих строительных работ.
Каждая мачта представляет собой нескольких одинаковых по длине секций (1.5-2 м), которые соединяются между собой болтами. Особую конструкцию имеет лишь головная секция: на верхнем торце этой составляющей размещаются блоки для грузового и противовесного канатов. Кроме того, на стыках секций располагаются направляющие штифты и втулки, предназначенные для центрирования секции во время сборки.
Надежность конструкции обеспечивает жесткий торец секции (являющийся плоскостью стыка), который при помощи поперечин и фасонов образует жесткую коробку с остальными секциями. В результате, мачтовые подъемники выглядят как набор составных стержней (стоек), где их пояса являются направляющими для перемещения грузонесущего органа и грузовой каретки. При этом пояса соединяются решеткой.
Бывает и так, что мачта подъемника состоит всего из одного стержня (стойки) – ее называют одностоечной. В данном случае и грузонесущий орган, и грузовая каретка перемещаются сбоку. Двухстоечная мачта – состоит из двух стержней, между которыми помещается каретка и грузонесущий орган.
Стоит отметить, что наиболее распространенными и востребованными являются одностоечные мачты, выполненные в виде пространственных либо плоских ферм. Последние чаще всего состоят из двух ветвей – двух одиночных швеллеров, которые соединены между собой поперечинами.